Болгария решила официально поставлять на Украину топливо, произведенное на принадлежащем «Лукойлу» НПЗ в Бургасе. Если верить болгарскому экс-премьеру Кирилу Петкову, то ранее топливо поставлялось тайно. А ныне возникла провокация, которая требует соответствующей реакции Москвы, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

Заявление Софии продолжает историю с НПЗ в городе Бургас, который принадлежит российской компании «Лукойл». Болгары весной 2022 года получили под проект специальное исключение из-под шестого пакета санкций. Болгария для питания бургасского НПЗ до декабря 2024 года может покупать 125 тысяч баррелей российской нефти в сутки. Ради этого «Лукойл» перерегистрировал компанию-оператора в Болгарии и теперь будет платить налоги в этой стране.

До санкционного кризиса половина произведенной в Бургасе продукции потреблялась на болгарском рынке, а вторая половина – экспортировалась. Европейские власти хотели запретить экспорт после предоставления Болгарии санкционных исключений, но болгары придумали выход из положения в виде тезиса о поставках продукции с этого НПЗ на Украину и в третьи страны. Еще болгарское правительство утверждает, что хранить нефтепродукты в стране небезопасно с точки зрения экологии.

По сути, Болгария заняла недружественную позицию по отношению России. Решение начнёт исполняться с 5 февраля 2023 года и приурочено к эмбарго ЕС на российские нефтепродукты. Конечно, европейцы и без НПЗ в Бургасе не прекратят поставки топлива на Украину, но включение в этот процесс НПЗ «Лукойла» явно является провокацией.

«В Евросоюзе меняется экономическая ситуация и происходит фрагментация, когда большинства участников объединения начинают задумываться о своих личных выгодах, что характерно и для Болгарии», – заключает политолог Владимир Оленченко.

София в 2022 году заняла откровенно антироссийскую позицию, устроила дипломатический скандал и организовала масштабные поставки вооружений на Украину. Во многом это было результатом деятельности бывшего болгарского премьера Кирила Петкова, который исполнял как «Отче наш» рекомендации Брюсселя и Вашингтона, однако и новый кабинет Гылыба Донева продолжает следовать этому курсу.

«Участники ЕС прекратили соизмерять себя с Украиной, и все больше заявляют о национальных интересах. Многие из них идут в разрез с попытками Брюсселя создать общую платформу поддержки киевского режима», – резюмирует Оленченко.

Болгары следуют этим новациям частично: София добилась исключений из-под эмбарго в Брюсселе, получила налоговые выплаты «Лукойла» и продолжит экспорт нефтепродуктов в другие страны ЕС под эгидой экологии и помощи Украине.

«Болгарский сценарий в целом характеризует изменения политический настроений в Европе, пусть они пока и небольшие», – констатирует Оленченко.

Ситуацию по НПЗ в Бургасе можно оценивать по-разному, но поставки оттуда топлива на Украину создают для РФ крайне неприятный прецедент.

«Основания для реакции России имеются: если бы речь шла об активах таких компаний как «Роснефть» и «Газпром», то Москве безальтернативно следовало бы высказаться, но «Лукойл» является частной структурой, в которую нет прямой вовлечённости государства, поэтому любая реакция властей может сказаться на положении компании. В этом вопросе нужно все тщательно взвесить», – заключает Оленченко.

«Лукойл» не попал под западные санкции, как частная структура. Из-за этого компания не потеряла контроля ни над НПЗ в Бургасе, ни над НПЗ ISAB на Сицилии, пусть и итальянский завод «Лукойлу» придется продать из-за проблем с поставками нефти.

«Лукойл» остаётся одним из ключевых игроков российского нефтегазового комплекса, поэтому Москва не может оставить без внимания данный инцидент, но нужно найти правильную форму реакции», – резюмирует Оленченко.

В конце января 2023 года глава комитета Госдумы РФ по энергетике Павел Завальный заявил о недопустимости поставок топлива с болгарского завода «Лукойла» на Украину.

Заявление политика было вызвано материалом Die Welt, в котором германское издание со ссылкой на бывшего министра финансов Болгарии Асена Василева сообщило, что София в 2022 году проводила поставки на Украину топлива, произведенного на НПЗ в Бургасе.

Комитет Госдумы РФ по энергетике по поручению спикера нижней палаты парламента Вячеслава Володина направил специальное письмо в «Лукойл» с просьбой разъяснить ситуацию. Прошло две недели, и болгарское правительство подтвердило тезис Die Welt. Ситуация щекотливая и требует от Москвы каких-то решений.

PS Ситуация действительно щекотливая. С одной стороны, запрет “Лукойлу” поставлять дизтопливо на Украину – политически верное решение, которое усилит позицию центральной власти России. С другой стороны, такой запрет может привести к проблемам частного предприятия “Лукойл”, что потянет за собой убытки и резко ухудшит его положение на международном рынке. По логике, для ВСУ всё равно дизель найдут, ну не “Лукойл” будет поставлять, так другой поставщик – их много. Так почему не “Лукойл”?! Однако когда лукойловским дизтопливом заправляют украинские (натовские) танки, чтобы они уничтожали россиян – это для России политически ущербно. Путину будут тыкать этим в глаза, а, главное, данная ситуация породит прецедент, когда также начнут поступать иные российские коммерсанты, желающие нажиться на войне. Бойцам на фронте это не понравится… Российская власть попала в “болгарскую ловушку”. Всякие заверения руководства “Лукойла”, что предприятие напрямую ВСУ дизель не поставляет, россиян вряд ли удовлетворят – не дураки, понимают, что коммерсы продадут через подставные компании. Цунг цванг!

 

Источник: ФБА “Экономика сегодня”

Перед покупкой жилья в Болгарии определитесь с его назначением

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Когда общество скатывается в глобальный кризис, война – самое доходное дело. Ведь недаром гласит русская пословица – кому война, кому мать родна!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.