Брюссель готов подписать проект соглашения с «Газпромом» по итогам затянувшегося на пять лет расследования, связанного с обвинениями в установлении завышенных цен и нарушении антимонопольного законодательства. Однако если российский газовый гигант сумеет избежать штрафов, Польша и Прибалтика останутся недовольными. Еврокомиссия и «Газпром» проработали технические детали соглашения, которое поставит точку в этом антимонопольном деле, однако политические аспекты и ухудшение отношений между ЕС и Россией осложняют ситуацию.
Маргрет Вестагер, Европейский комиссар по вопросам конкуренции Еврокомиссии, и Александр Медведев, заместитель председателя «Газпрома», встретятся на этой неделе, чтобы согласовать предварительные условия сделки, или, по крайней мере, продвинуться в этом направлении.
«Это начало конца», – считает один из политиков, знакомый с обстоятельствами дела. Однако не все так оптимистичны. Некоторые считают, что позиция Кремля по ряду политических вопросов может сорвать переговоры. По условиям сделки, контролируемый государством «Газпром» возьмёт на себя обязательства изменить свои методы ведения бизнеса, но при этом избежит штрафов. Издание The Financial TImes, ссылаясь на сведения, полученные из конфиденциальных источников, пишет о том, что сделка подразумевает незначительные изменения по наиболее острому и коммерчески значимому вопросу: злоупотреблению «Газпромом» своим доминирующим положением через долгосрочные контракты на поставку нефти и газа. Если проект соглашения будет утвержден, его ждёт проверка “рынком”: критики получат возможность оценить условия сделки прежде, чем Комиссия примет окончательное решение.
Для некоторых стран ЕС из Восточной Европы дело «Газпрома» – это ответ на вопрос, сможет ли антимонопольный орган Евросоюза защитить их от России, которая использует энергоносители в качестве инструмента политического воздействия. В частности, Польша и Литва уверены, что Россия шантажирует их поставками газа, поэтому они особенно не довольны тем, что Брюссель не может разобраться с несправедливым ценообразованием. Польша, например, находится ближе к России, но платит за газ больше Германии и считает это главным доказательством ценового деспотизма со стороны Газпрома.
«Отсутствие штрафа политически очень дурной знак», – уверен один из полномочных представителей в ЕС. «Такой исход дела вполне возможен. Но даже если компания согласится изменить свое поведение, разве она не должна заплатить за нарушение закона?».
Разбирательство началось ещё в 2011 году, с несвойственно для ЕС масштабной серии претензий. В целом обвинения сводились к трем ключевым пунктам: условия договоров, запрещающие трансграничные продажи газа; привязка поставки газа к инвестициям в газопровод; несправедливое ценообразование для Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши. С первыми двумя вопросами все ясно, чтобы урегулировать эти претензии, достаточно внести изменения в условия договоров. С ценовым аспектом дела обстоят сложнее, в том числе и из-за резкого падения цен на нефть, которое случилось незадолго до того, как в прошлом году Комиссия выдвинула обвинения в адрес «Газпрома».
Предполагается, что по итогам сделки покупатели смогут оспаривать цены, которые они считают несправедливыми, в том числе и через арбитраж. Подробности пока неизвестны, но критики считают, что это не изменит ситуацию. С 2011 года «Газпром» уже не раз судился с немецкой RWE, итальянской Eni, а также с другими национальными компаниями в странах-импортёрах российского газа. Эти судебные процессы, а также растущая конкуренция на европейском газовом рынке, побудила «Газпром» частично отвязать свои долгосрочные контракты от нефти и внимательнее следить за так называемыми ценами в газораспределительных узлах. Изначально Комиссия требовала от российской компании полностью отказаться от нефтяной привязки, но Газпром этому отчаянно сопротивлялся.
Возможно, кто-то надеялся на более жесткие меры, однако, по словам Джонатана Стерна из Оксфордского института энергетических исследований, Комиссия резко изменила свою позицию в июне, когда «Газпром» выиграл арбитраж с Литвой. Стерн отмечает, что «суд не смог понять, что скрывает за собой термин «справедливые цены» в долгосрочном контракте». Комиссия не может игнорировать решение суда, поскольку оно затрагивает суть проблемы – как определить: справедливые или несправедливые цены? «Возможно, это повлияло на точку зрения Комиссии, которая решила, что выходом будет потребовать от «Газпрома» формировать цены при помощи конкурентных механизмов
С самого начала и «Газпром», и Еврокомиссия, старательно оберегали дело о недобросовестной конкуренции от вмешательства политиков, придавая ему сугубо технический характер. «Это узкоспециализированный технический вопрос. Он не влияет на проблемы взаимоотношений в целом, он не обязывает Европу смягчать свою позицию в отношении России по другим вопросам. Это важно лишь для тех, кто занимается газовой отраслью», – поясняет Стерн.
И всё же сделка с государственным энергетическим предприятием подразумевает потепление отношений с Россией, что как-то не вяжется с напряженностью вокруг сирийского конфликта. Кроме того, Россия, по сути, должна будет признать европейскую правовую юрисдикцию, что она до недавнего времени делать не желала. ЕС в свою очередь уже штрафовал компании, не выполняющие условия соглашений.
«Мы хотим, чтобы «Газпром» и другие поставщики газа играли по европейским правилам», – утверждает Вацлав Бартушка, полномочный представитель Чешской республики в совете энергетической безопасности. «Чешской республике помог полный доступ на западный рынок газа, и мы полагаем, что другие страны региона также смогут воспользоваться этими преимуществами». В этом месяце «Газпром» поставил в Европу рекордные объемы газа. «Мы готовы продать Европе столько газа, сколько ей потребуется, наши европейские потребители могут не беспокоиться, глядя на погоду за окном», – заявил Алексей Миллер, исполнительный директор Газпрома.
Источник: ProFinance Service