Премьер Северной Македонии Христиан Мисковски в ходе визита на днях в Брюссель заявил, что страна «устала от постоянных препон на пути к членству в ЕС». Скопье 25 лет назад подписал «Соглашение об ассоциации и стабилизации с ЕС», «но чувствует себя униженным из-за равнодушия Брюсселя к нашей стране. Я подчёркиваю, мы больше не принимаем ультиматумов».

Проблемы связаны с историческим спором с Болгарией, которая давно входит в ЕС и НАТО. София поныне воспринимает македонцев как субэтнос болгар, считая их язык второй литературной нормой болгарского языка. Власти же Северной Македонии, как и в бывших монархической Югославии и в СФРЮ, утверждают, что македонцы – отдельная нация. Кстати, издавна та же позиция у Греции.

Сами же македонцы вряд ли горят желанием «включиться» в Болгарию. Споры между Софией и Скопье возникли едва ли не с подачи Брюсселя, с отчётливой перспективой дальнейшего обострения.

Так, лидеры всех парламентских фракций в Болгарии на днях приветствовали решение Брюсселя начать переговоры с Албанией о её вступлении в ЕС и не проводить одновременно такие переговоры с Северной Македонией. Хотя в Албании и Косово поддерживают сепаратизм македонских албанцев.

Процесс охватывает весь примыкающий к Албании регион Северной Македонии — это 35% её территории. Македонский премьер Х. Мицкоски гневно среагировал на принятое решение, заявив, что «ЕС пытается диктовать Северной Македонии, что ей делать, потворствует позиции Болгарии». Он также отметил, что «как минимум несправедливо связывать вступление СМ в ЕС с позицией Болгарии».

В связи с этой ситуацией, премьер Венгрии Виктор Орбан предложил своё посредничество в урегулировании спора Скопье и Софии, и в продолжении переговоров о вступлении СМ в Евросоюз. Орбан назвал происходящее «унижением Брюсселем национальной гордости Северной Македонии».

На границе тучи ходят хмуро

Не лишним будет напомнить, что Болгария, включившись в агрессию Германии и Италии против Югославии весной 1941 г., вскоре захватила до 80% территории югославской Македонии и почти всю греческую — южную Македонию, включив эти регионы в состав Болгарии. По перемирию с союзниками в сентябре 1944 г. София отказалась от притязаний на всю территорию Македонии.

Но в 50–80-х годах в Болгарии, участвовавшей в Варшавском договоре, были полуподпольные группировки, выступавшие «за воссоединение с югославской Македонией», что было одним из рычагов советского прессинга на титовскую Югославию. Случались в тот период и перестрелки на македонском участке болгаро-югославской границы.

В спорном регионе до сих пор не реализован железнодорожный проект ещё 70-х годов прошлого века: Гюешево – Куманово у границы Болгарии с Македонией протяжённостью примерно в 90 км. Его планировалось продлить до албанского порта Дуррес (всего около 400 км).

Тем временем правительства Сербии, Венгрии и Северной Македонии договорились в ноябре 2023 г. «координировать меры против повышения Болгарией платы за транзит российского природного газа». Речь идёт о налоге примерно в 20% за транзит газа из РФ через Болгарию по ветке «Турецкого потока». Он был введён с середины октября 2023 г.

По мнению главы венгерского МИДа Петера Сийярто, «власти Болгарии ввели повышение платы за транзит газа России без согласования с властями других стран, что неприемлемо. Шаг Софии, которым она в ультимативном порядке подняла плату за транзит газа в Венгрию, Сербию и Северную Македонию, — это враждебный шаг».

Схожее мнение у министра энергетики Сербии Д. Джедовича:

«Введённый налог финансово влияет на транспортировку и транзит российского природного газа через Болгарию, что имеет решающее значение для его поставок в Сербию и Венгрию. Этот шаг Болгарии вызвал значительную региональную напряженность, потому сформирована коалиция Венгрии, Сербии и Северной Македонии за отмену упомянутого решения Софии».

Аналогичные оценки высказаны главой македонского МИДа Б. Османи. Зато болгарский министр финансов А. Василев конкретно подтвердил: «Целью правительства в отношении данного налога было снижение прибыли Газпрома».

Указка из Брюсселя

Решение Софии наверняка принималось с отмашкой со стороны ЕС. Но целью был и дополнительный прессинг на Северную Македонию, а также на Сербию, в контексте антироссийских требований ЕС к Белграду.

Совместный демарш Белграда, Будапешта и Скопье вынудил Софию в декабре 2023 г. приостановить действие налога на транзит газа из России. Дескать, «мы очень близки к Шенгену. Мы не должны упустить этот шанс из-за введённых сборов».

Но в то же время заявлено, что София ожидает от Еврокомиссии «всеобъемлющего механизма» газо-/нефтетранзитных санкций против РФ. Так что означенный болгарский налог снова может вводиться.

Напомним, что Северная Македония не разрешила НАТО через эту страну бомбить Сербию в 1999 г. Бывшая союзная югославская республика не снижает обороты торговли с Сербией. Вопреки давлению со стороны НАТО и ЕС, продолжается и работа действующего со второй половины 1970-х трансбалканского нефтепровода порт Салоники на севере Греции – Скопье-Ниш — Белград.

Напомним также, что Сербия выступала и выступает против «македонских» претензий Софии. Также Сербия отвергает проекты отделения от Северной Македонии её западных районов, где преобладают албанцы. Все эти факторы способствуют сближению Белграда со Скопье и, косвенно, с Афинами.

Теперь они стучатся не в ту дверь

Небезызвестная проНАТОвская стратегия «Великой Албании» предполагает включает отторжение в её состав ряда районов Северной Македонии и Греции, приграничных с Албанией Албанские власти напомнили….

Ещё в начале 2010-х годов премьер Северной Македонии Н. Груевски выступал за политико-экономический альянс России, Сербии, Черногории и его родины, выдвигая ряд проектов: прежде всего четырёхстороннюю зону свободной торговли и совместное сооружение судоходного канала Дунай – Вардар – Эгейское море длиной в 630 км.

А ведь те же инициативы выдвигал когда-то сподвижник Тито, основатель и первый президент Северной Македонии Киро Глигоров. Когда ушёл Тито. Наследство и наследники

Канал — это совместный проект СФРЮ и ЕС начала 1970-х гг. Но вскоре Запад, особенно после кончины И. Б. Тито (1980 г.), взял курс на распад Югославии, включая усиление «македонских» противоречий между Скопье, Софией и Афинами.

А сегодня разыгрывается сценарий постепенного раздела Северной Македонии между послушными ЕС и НАТО «Великой Албанией» и «Великой Болгарией». На Западе не доверяют Скопье из-за этнической, экономической и транспортной близости Северной Македонии и Сербии. Западу не нужна промежуточная, да ещё славянская страна на кратчайшем маршруте между Адриатикой и Чёрным морем.

Источник: Алексей Чичкин, Алексей Подымов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.