На парламентских выборах, состоявшихся в Болгарии 2 апреля, при явке 40,6% избирателей (из них более 1 млн «мёртвых душ») выиграла «коалиции войны» — так победителей воспринимает и называет большинство граждан Болгарии. Это правая коалиция ГЕРБ-СДС во главе с бывшим премьер-министром Бойко Борисовым с 26,49%, «Продолжаем перемены» (ПП) и «Демократическая Болгария» (ДБ) – с 24,57%. Их активно поддерживают основные средства массовой информации и зарубежные кураторы. В предвыборную кампанию их рекламные щиты покрывали всю страну.

«Возрождение», считающиеся национально ответственной политической силой, которая не была инициатором, но сумела собрать и подать более 590 тысяч подписей для проведения референдума «против введения евро», занимает третье место после них — с 14,16%. Однако по ряду причин, одной из которых является поддержка её депутатской группой поправки к Закону «Об обороне и Вооруженных Силах», дающей возможность направлять и использовать самостоятельно или в составе многонациональных формирований Болгарской армии за пределами территории страны, крепнет ощущение, что формирование Костадина Костадинова является западным проектом, предназначенным для поддержания подконтрольной ему оппозиции в Болгарии.

За ними следуют протурецкое и проатлантическое «Движение за права и свободы» (ДПС) с 13,72%, почти списанная Болгарская социалистическая партия (БСП) с 8,93% и близкая к ДПС «Есть такой народ» (ИТН) – 4,11%, лидер которой Слави Трифонов убеждён, что «в кризисное время Болгария должна встать на сторону США».

Хотя он не прошёл четырёхпроцентный барьер, «Политический подъем» (бывшего исполняющего обязанности премьер-министра, а затем министра обороны Стефана Янева) набрал значительные 77 420 голосов – 3,06%. Эта партия, несмотря на свой патриотический нарратив, выступила в поддержку военной помощи Украине после нескольких месяцев призывов к «более умеренной позиции». За ней идет так называемая новая коалиция “Левые”, претендующая на роль “альтернативы для спасения Болгарии” с 56 481 голосом (2,23%). В рамках этой коалиции объединились «Вставай, Болгария» Майи Маноловой, ПП АБВ Румена Петкова и «Движение 21» Татьяны Дончевой.

Однако за видимыми разногласиями и риторическим противодействием все эти политические формирования отстаивают «евроатлантическую ориентацию Болгарии», даже если некоторые из них (например, «Движение 21» и АБВ) выступают против отправки оружия на Украину и за сохранение нейтралитета.

Показательно, что они опираются «на поддержку всех политических сил» (то есть даже из «коалиции войны»), хотя и «работают на единое левое образование»…

Eдинственная однозначно отстаивающая суверенитет Болгарии коалиция «Нейтральная Болгария» (ПП «Атака», «Русофилы за возрождение Отечества» и «Коммунисты») набрала скромные 0,42% голосов. (Возможно, председатель Международного движения русофилов Николай Малинов допустил ошибку, создав коалицию с «Атакой» – партией, которая давно потеряла доверие болгарского общества). Коалиция также формировалась наспех, ее держали в стороне от СМИ, почти без рекламы и освещения ее деятельности (если не считать российские СМИ, запрещённые в «демократической» Болгарии).

С другой стороны, 109 095 человек проголосовали «против всех». На предыдущих выборах их было 87 тысяч, а явка избирателей тогда составила 39,41%. Это, вместе с процентом не голосующих (около 60%), ясно показывает полное разочарование болгар 30-летним политическим спектаклем.

Наблюдается тенденция ко все более низкой явке избирателей. Но это не решение, потому что неучастие в голосовании не ставит под сомнение легитимность партий/кабинетов (насчёт чего многие заблуждаются). Наоборот, это приносит пользу тем, кто проходит в парламент или муниципальный совет, поскольку голоса неизбирателей перераспределяются именно между ними. То есть в данном случае голос каждого не голосующего достается в наибольшей степени ГЕРБ-СДС, ПП-ДБ, БСП, ДПС – именно из-за них (вот в чем парадокс) многие граждане отказываются голосовать. В свою очередь вариант «против всех» не влияет на голосова других кандидатов, но отражается при подсчете явки. Вот так “скроен” Избирательный кодекс – нравится нам это или нет, его цель – служить (и увековечивать) либерально-демократическое статус-кво.

С другой стороны, наблюдается «перелив голосов», большая часть которых приходится на ПП «Возрождение» и на БСП. На этот раз партию Костадина Костадинова поддержали 17-18 тысяч избирателей, которые прежде поддерживали ГЕРБ, и по несколько тысяч избирателей, поддерживающих до этого БСП, ИТН и «Болгарский подъем». Еще одна треть голосующих за «Возрождение» – это те люди, которые не голосовали на последних выборах, включая тех, кто голосовал впервые. И наоборот, коалиция ПП-ДБ не только не смогла стать первой, но и потеряла голоса – теперь их на 80 тысяч меньше по сравнению с суммарным результатом двух партий после предыдущих выборов. 24% голосов БСП получила от избирателей, проголосовавших за другие партии на последних выборах. 13% отказались от ГЕРБ, а 29% новых голосов ушли к шоумену Трифонову и его партии “Есть такой народ” (ИТН).

Это показывает, что люди не отказываются от своего права голоса и продолжают «скитаться» от одной партии к другой в поисках лучшего варианта для Болгарии. Об этом свидетельствует огромное количество подписей в пользу проведения референдума «против введения евро», несмотря на завышенные требования по нужному количеству подписей по сравнению со многими другими странами (в соответствии с Законом о референдумах, для обязательного проведения референдума без постановления Национального собрания необходимо 400 000 подписей). Разрыв между правящей партией и обществом, настроенным категорически против вступления Болгарии в еврозону, очевиден.

При распределении мандатов в НС 49-го созыва победители ГЕРБ – СДС получат 69 мандатов, ПП – ДБ – 64, ПП “Возрождение” – 37, ДПС – 36, БСП – 23 нардепа, а ИТН – 11. Проблема в том, что эти партии конфликтуют друг с другом.

Отсюда вопрос, сможет ли этот парламент сформировать правительство и кто будет его председателем, учитывая, что словесные перепалки между ПП и ГЕРБ не прекращаются и диалог выглядит невозможным. Сама ПП уже на данном этапе находятся во внутренних противоречиях (бывший министр транспорта Н. Сабев призвал Асена Василева, Даниэля Лаурера и их группу «немедленно подать в отставку»), на что отреагировали партнеры по коалиции из «Демократической Болгарии», предупредив, что они сформируют независимую парламентскую группу…

Весьма сомнительно, что Борисов согласится сформировать с ними правительство, как бы ни было сильно давление извне. Скорее он “уйдет”, поставив условие, что они примут выдвинутого им премьера, от чего ПП-ДБ непременно откажется (желая сохранить лицо перед своим избирателем в качестве “альтернативы” ГЕРБу). Ходят слухи, что вновь готовят в премьеры Даниэля Митова (депутат от ГЕРБ-СДС в 45-м НС, уже выдвигавшийся на пост премьера после выборов в июле 2021 года, но не получивший необходимой поддержки в парламенте).

ПП находится в острой конфронтации с “Есть такой народ”, а также ИТН с ГЕРБ.

Но правительство также может быть избрано при меньшем кворуме, т.е. только более половины голосов народных представителей, присутствующих на собрании, что облегчает ГЕРБ (121 – это требование кворума, т. е. при 62 голосах правительство может быть избрано). В прошлом парламенте ГЕРБ поддерживала ДПС – теперь это тоже возможно. А голосами части оставшихся депутатов от других партий при меньшем кворуме можно проголосовать за правительство меньшинства (об этом Борисов уже говорил на брифинге) и получить парламентскую поддержку по определенным приоритетам.

Другими словами, можно сформировать правительство без «Продолжаем перемены» и «Демократической Болгарии», которым, чтобы не саботировать такой кабинет, можно дать уверенность в том, что конституционное большинство возможно в соответствии с их приоритетами (типа реформы юстиции, изменений в Конституции и т.д., на чем они настаивают).

Если кабинет не будет сформирован в первый мандат, мы пойдём на новые досрочные выборы.

В этой ситуации, с одной стороны, Болгария проигрывает, потому что после всех русофобских инициатив США и ЕС ей грозит букет кризисов (свыше 60 миллиардов евро – это ущерб от присоединения Болгарии к санкциям против России). А чтобы найти выход из них, нужна власть, и притом стабильная. Также должен быть принят бюджет.

Но с другой стороны, это позволяет нам не попасть в другую ловушку – еврозону (выигрывается время). Потому что на данный момент основные политические силы поддерживают вхождение Болгарии в еврозону, причём уже в 2024 году.

Введение евро несет серьезные риски для Болгарии. Прежде всего, оно направлено на унификацию долгов стран зоны евро и превращение их в содолжников, где страны с наименьшим долгом (например, Болгария – с задолженностью 24%) должны будут “совместно” платить долги других стран с высокой задолженностью.

Во-вторых, введение цифрового евро грозит абсолютной потерей личных свобод. Всех неугодных можно будет взять под контроль, заблокировав их личные банковские счета. Так, в 2015 году, чтобы заставить Грецию отменить результаты референдума, на котором более 60% греков проголосовали против пакета реформ, Европейский центральный банк заморозил счета греческих коммерческих банков, а доступ людей к их личным счетам был заблокирован.

В-третьих, вхождение в еврозону означает ликвидацию финансовой независимости Болгарии, лишение права принимать какие-либо самостоятельные решения в этой сфере.

В случае проведения референдума «против введения евро» в Болгарии сохранение болгарского лева гарантировано до 2043 года, что дает время для поиска вариантов действий и защиты от негатива, наблюдаемого сегодня в еврозоне.

Кроме того, в реестре инициированных в 2023 году референдумов наряду с евро внесены вопросы о «запрете гендерной пропаганды», строительстве АЭС в Белене и Козлодуе, о сохранении угледобычи и угольных электростанций. Идея принадлежит так называемому “патриотическому” спектру – в инициативный комитет входят бывшие депутаты от “Атаки”, выступающие против Стамбульской конвенции, которая, как дамоклов меч, до сих пор висит над Болгарией.

Дело в том, что Болгария не может войти в еврозону с техническим правительством. Вот почему существует спешка с формированием кабинета, но обязательно с доминированием евроатлантических партий. Тем более, что 20-летний контракт с НАТО истекает в 2024 году. Тогда, если будет болгарское (а не проамериканское) правительство (с большинством в парламенте), мы можем законно выйти из пакта (с помощью референдума сделать это невозможно).

Вашингтон спешит сформировать правительство, приоритетом которого будет вовлечение Болгарии в войну. Президент Румен Радев, пытающийся избежать этого, испытывает все большее давление со стороны «партий войны». Так что и для Болгарии, и для него самого лучший вариант – техническое правительство.

Кроме того, в случае новых досрочных выборов в проигрыше могут оказаться все, и в первую очередь ГЕРБ. Потому что это будет третий раз за два года, когда Бойко Борисов выиграл выборы и не может сформировать кабинет. Последнее дискредитирует его перед западными партнерами – и Европейской народной партией, и НАТО/США.

«Продолжаем перемены» — «Демократическая Болгария» тоже будет в проигрыше, потому что у них существенная электоральная эрозия, и летом они могут получить еще меньше голосов.

БСП в очередной раз зафиксировала рекордно низкий результат. Тенденция вряд ли изменится на досрочных выборах.

Единственной представленной в парламенте партией, которая выиграет от досрочных выборов, будет «Возрождение» – самая неудобная для наших заокеанских “партнеров” – по крайней мере, пока.

Поэтому будут продолжаться поиски какой-то формулы экспертного программного правительства, которое в любом случае будет евроатлантическим. Это означает, что изменений во внешней политике Болгарии скорее всего не будет – по крайней мере, до тех пор, пока продолжается российская СВО на Украине. А вот без ПП-БД (то есть “ястребов”) в его составе шансов быть втянутыми в войну несколько меньше. Борисов — фигура властолюбивая, но он не выпускник Гарварда. Как я писала ранее, его не стоит недооценивать. Если он почувствует конец СВО и скорую победу России (в чем, я уверена, он не сомневается), то не исключено, что он сделает крутой разворот, особенно на фоне глобальной трансформации всего мира.

В нынешней геополитической ситуации — самой сложной для Болгарии со времен Второй мировой войны — западная коалиция стремительно теряет позиции как в материальном, так и в моральном плане. Ее пятые колонны становятся все более агрессивными в своем стремлении сохранить статус-кво или «порядок, основанный на правилах». Но так называемый глобальный Юг твердо отстаивает свою независимость, тяготея к России, Китаю, Индии, Ирану. БРИКС расширяется, также как и ШОС. Многие страны – еще недавно враги или конкуренты – теперь берутся за руки, понимая, что хаос и войны приносят прибыль и дивиденды тем, кто их инициирует во имя своих интересов. Процесс отказа не только от американского доллара, но и от других резервных валют — евро, иены, фунта стерлингов — стремительно усиливается. Азиатский валютный фонд, когда-то отвергнутый США, сегодня вот-вот будет воссоздан.

Новые валютные зоны и валюты у нас на пороге — на основе реальных активов. Формируется новая, альтернативная финансово-экономическая система, и эта тенденция необратима.

Без хаоса и войн, которые обеспечили процветание Запада, его будущее находится под экзистенциальной угрозой. Его давление на Восточную Европу по-прежнему сильно, но вряд ли это надолго. Самым слабым звеном Запада в Восточной Европе является Болгария – это самая русофильская страна, с преимущественно консервативным населением, отвергающим западные “ценности” и отказывающимся становиться русофобским. Поэтому попытки сжечь его в братоубийственной войне не прекратятся – пока не победит Россия. Однажды и навсегда.

 

Источник: ИА REX

Купить квартиру в Болгарии лучше после войны

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Интересная статья! Теперь понятно живительное поле для болгарской коррупции. Удивляет, когда такое количество людей вообще способны о чем либо договориться!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.