По мнению военного эксперта журнала «Арсенал Отечества» Алексея Леонкова, в ситуации с неспособностью болгарских МиГ-29 подниматься в небо виновата Украина. Ситуация до тошноты банальна — украинцы взялись обслуживать и не смогли это сделать качественно. Вот что сообщил Алексей Леонов корреспонденту издания «Свободная пресса»:
— На обслуживание своих самолётов, насколько я помню, болгары подрядили украинскую компанию «Укринмаш», которая является одним из подразделений оружейного концерна «Укроборонпром». В 2016 году она выиграла тендер на поставку новых, не бывших в употреблении комплектов запасных и расходных материалов для поддержания лётной годности парка истребителей МиГ-29 ВВС Болгарии. Сумма заключённого контракта составляет порядка двух с половиной миллионов долларов.
Но, как мы видим, работы, к которым с того времени приступила украинская сторона, привели к тому, что эти самолёты стали непригодны для дальнейшей эксплуатации. Дело в том, что у украинской компании разорваны все связи с российскими предприятиями, которые, действительно, производят новые запчасти, и могут квалифицировано обслуживать данный вид боевых самолетов.
Претензии лётчиков болгарских вполне обоснованы. Ни один уважающий себя пилот не сядет за штурвал самолёта, зная, что полёт может закончиться катастрофой.
— То есть, это не претензия к качеству российской техники?
— Нет, конечно. Болгария, ставшая страной НАТО, давно уже не ведёт никаких переговоров с Россией по военно-техническому сотрудничеству.
Но увязывать этот инцидент с политикой против России я все же не стал бы. Тем более что наша техника есть на вооружении и других стран, входящих в альянс. Словакия, к примеру, эксплуатирует наши БМП. И не просто эксплуатирует — они пытаются создать на базе её собственные машины пехоты, тем самым развивая свою оборонную промышленность. Свои модификации представляют даже на некоторых оружейных выставках, как достижение оборонно-промышленного комплекса.
При этом Словакия поддерживает с российскими предприятиями связи по военно-техническому сотрудничеству.
Что касается происходящего в Болгарии, то, понятное дело, под шумок можно списать эти МиГи. Но причина не в том, что они плохие по военно-техническим своим качествам, по боевым своим качествам. Все несколько иначе. Это позволяет как-то обосновать болгарскому руководству закупку техники у стран НАТО, и прежде всего, у США.
— А вот Украина ни слова не сказала о своем участии «в модернизации» болгарских ВВС. Почему?
— Потому что должна была довести до ума самолёты, а потерпела полное фиаско. И теперь с досады пытается отыграться, грубит, подтасовывает факты.
Но давайте обратимся к опыту компетентных лётчиков — тех же американцев. У них в парке есть самолёты МиГ-29, которые достались им в подарок от бывших соцстран Варшавского договора. Они называют этот самолёт одним из лучших самолетов своего класса, своего времени. Это высокоманевренный легкий истребитель для завоевания превосходства в воздухе. А выражения типа «брезгуют», «советское наследие», — это всё ерунда, это — пропаганда.
По мнению директора Центра стратегической конъюнктуры Ивана Коновалова, когда со стороны стран Восточной Европы звучат какие-то критические замечания в адрес МиГ-29, это смешно просто:
— Машина — одна из лучших в мире в классе многофункционального легкого истребителя. Она показывала и до сих пор показывает высокий класс.
Проблема болгарских ВВС состоит в том, что там ни модернизация, ни ремонт — ничего не проводилось. Боевые машины фактически просто самоуничтожались.
Стоят советские самолёты на вооружении там давно. И была неприятная история, когда за спиной у России болгары решили моторы для МиГов — нелицензионные — закупить в Польше. Естественно, начался скандал. И Россия в этом небольшом «оружейном конфликте» победила.
Но ведь подоплёка всей этой ситуацией была обусловлена не столько желанием болгарской стороны сэкономить, как она заявляла, сколько тем, что Болгария — член НАТО. То есть, оказывалось, я думаю, определённое давление на болгарское руководство, особенно после известных событий 2014 года, когда всяческое военное сотрудничество НАТО с Россией было свёрнуто.
Естественно, чтобы решить судьбу своих МиГов, Болгария должна была сотрудничать с Россией, но ей это просто не позволили.
— Но, вроде бы, в начале этого года какие-то договоренности были заключены?
— Официально мы вернули себе модернизацию самолётов для болгарских ВВС, но произошло ли это в реальности, у меня большие сомнения на этот счёт. Думаю, что не произошло.
Именно поэтому болгарские лётчики уже не доверяют этим старым машинам и отказываются садиться за штурвал. Они понимают, что технику не ремонтировали, не модернизировали, и истребители могут повести себя в воздухе, как угодно. А никто самоубийцей становиться не хочет.
Теперь ситуацию надо решать на уровне НАТО. Ведь что бы там ни говорили в НАТО о том, что в альянсе каждая страна достаточно самостоятельная, но им не дают действовать самостоятельно. Я думаю, выхода у натовцев нет. Либо, как говорится, «наступить на горло собственной песне» и позволить болгарам заниматься этими самолетами. Либо выдать им деньги на закупку других самолетов.
— Они и так планировали прикупить для ВВС шведские истребители Gripen…
— Это им не по карману. Откуда в болгарском военном бюджете такие деньги? Я в это никогда не поверю. Не смогут они купить.
Единственное, что они могут сделать, если действительно хотят сохранить некую боеспособность своих ВВС, это брать в лизинг натовские самолёты. Или те же шведские — шведы охотно в лизинг дают свои самолёты. Но это все равно очень большие деньги.
Источник: «Свободная пресса»