Опасения пророссийски настроенных болгар об отправке на Украину болгарских военнослужащих или волонтеров могут оказаться реальными, если ко власти придут политики из «коалиции войны», считает болгарский международный аналитик, зампредседателя «Содружества Русофилов Болгарии», аспирант КФУ Станислав Младенов. Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
— Станислав, в апреле в Болгарии состоятся внеочередные парламентские выборы, кто на этот раз идет во власть?
— Болгария за последние два года снова идет на очередные выборы (уже пятые. — Ред.) после протестов против правительства Бойко Борисова, который у власти находится более десяти лет. Сложилась коалиция «Демократическая Болгария», которая всегда складывается в новом парламенте, но нормального правительства собрать не может (хотя один раз это и удалось). Появились новые партии, например, «Продолжаем перемены» (ПП).
Ещё одна — определяет себя патриотической или националистической (национализм в Европе обладает другими характеристиками, не как в России) — это партия «Возрождение». По моему скромному мнению, эта партия копирует идеи другой политической партии — «Атака». Она была пророссийской, но, к сожалению, из-за нетрезвых и необдуманных действий лидера на сегодняшний день не может набрать и одного процента на выборах.
«Атака» объединяла пророссийский электорат, но из-за множества скандалов… Партия «Возрождение» схожа с ней идеями, но интересно то, что лидеры этих двух партий друг друга недолюбливают. Волен Сидоров («Атака») обвиняет Костадина Костадинова («Возрождение») в подражании, и что он не принес ничего нового в политику.
— А «коалиция войны»? Почему ее так называют?
— Во-первых, такое мнение сложилось у европейцев, и что эта коалиция — ГЕРБ (Граждане за европейское развитие Болгарии), «Демократическая Болгария» и ПП. Эти партии вместе выступили за снос памятника Советской армии в Софии, которая освободила Болгарию от фашистской оккупации, называют действия России на Украине «агрессией», критикуют Москву и открыто демонстрируют свое негативное отношение к России. Если объективно подходить, нужно учесть, что ПП и «Демократическая Болгария» сформировались на протестах против Бойко Борисова, против ГЕРБ. Но я не удивлюсь, если эти партии смогут как-то совместно работать в правительстве.
По социологическим прогнозам коалиция ПП и «Демократической Болгарии» может получить на выборах 26% голосов, ГЕРБ — 25%. В новый парламент могут пройти партия ПП, известная более как «партия турков» ДПС («Движение за права и свободы»), «Возрождение», «Болгарская социалистическая партия» и, наверное, «Болгарский восход». Эти пять партий уже работали в прошлом парламенте и не смогли сформировать правительство. Чтобы ситуация не повторилась, вполне возможно сотрудничество ПП и ГЕРБ. В 90-х годах в Болгарии уже такое было — «экспертное правительство», когда партии старались идти на уступки друг другу.
Во-вторых, на официальных мероприятиях ГЕРБ в пресс-центре ставят флаги Болгарии, Евросоюза и Украины. То есть ГЕРБ открыто выступает за движение Болгарии по атлантическому пути. Ядро партии «Продолжаем перемены» составляют выпускники Гарварда в США. Лидеры «Демократической Болгарии» — тоже [атлантисты]. Например, Христо Иванов ранее входил в организации, которые получали гранты американских НПО, о чем писали в болгарских газетах.
Болгарский политик, профессор Иво Христов считает, что болгарская элита имеет сознание сателлита. Ей сложно принимать решения, которые касаются национальных интересов. Все политические решения они готовы осуществлять на основе того, что, образно говоря, «начальник скажет». Или идти по пути, который показал «большой брат».
— Это, получается, путь наименьшего сопротивления? И как на это смотрят обычные болгары?
— Я только недавно был в Болгарии и удивлялся, что, несмотря на откровенную пропаганду в большинстве СМИ, болгары трезво оценивают специальную военную операцию России на Украине. На самом деле, они поддерживают Россию и позитивно относятся к тому, что именно Россия защищает историческую правду и традиционные ценности. Болгарский народ не забыл, что для него сделали Александр II, памятник которому находится напротив парламента, советские солдаты — поэтому у нас «Алеша» еще стоит над Пловдивом. Поэтому и происходили акции протеста.
Болгары не хотят воевать против людей, чьи деды сделали так, чтобы Болгария существовала, а мы сегодня могли называть себя болгарами. Многие наши активисты, например, Николай Малинов и Младен Иванов, говорят, что большинство болгар настроены пророссийски.
— Николая Малинова избрали председателем Международного движения русофилов (МДР) на собрании в Москве. Что вы думаете об этом движении?
— Это очень хорошая попытка. Недавно мне предложили написать статью про мягкую силу, и мне стало интересно: а как Россия использует свою мягкую силу? Оказывается, Москва к этому инструменту отрицательно относится. Глава МИД РФ Сергей Лавров говорил, что Россия выступает за многополярный мир, то есть за сотрудничество. Вот это Международное движение русофилов как раз идет по пути многостороннего сотрудничества в многополярном мире, без гегемонии одного центра. По этой концепции народы объединяются в некий цивилизационный союз и следуют своим интересам. Но каким образом — не мешая друг другу.
Многополярный мир — это тот баланс, который мировые лидеры ищут уже много лет. Противники этой идеи пытались установить гегемонию, в основном, с помощью военных действий против Югославии, Ирака, Афганистана.
Я рад, что это называется Международным движением русофилов. Вообще, русофильство зародилось в Болгарии. Как говорит мой друг, журналист и уже политик Симеон Миланов, русофобия — это болгарофобия. Позитивные чувства болгар к россиянам могут принести что-то положительное для самой Болгарии. Так же, наверное, думают и представители тех стран, которые решили сотрудничать с Россией через МДР. Они увидят, что это сотрудничество, которое приносит пользу обеим сторонам. Если лидеры этого движения будут трезвым умом все это развивать на основе многополярного мира, в будущем это принесет успех.
— Недавно депутат и кандидат в депутаты Атанас Стефанов сорвал со здания мэрии Софии украинский флаг. Как болгары относятся к Украине, к тому, что в стране вывешивают флаг какого-то другого государства?
— Большинству, конечно, это не нравится. Понятно, что через какое-то время эти либералы или неолибералы забудут про это, перестанут ходить с украинскими флагами. Я считаю, что это некий тренд. Однако использовать целую страну, людей для этого тренда, мягко говоря, некрасиво. Сами украинцы через что проходят? По сути в Киеве в 2014 году пришли к власти неофашисты. Граждане Украины, которые на тот момент жили в Донецке, Луганске и Крыму, трезво оценили происходящее и провели референдумы, потому что не поддались нацистской пропаганде.
То, что евроатлантические партии используют флаги Украины, может разжечь ненависть среди пророссийски настроенных граждан Болгарии. А я не считаю, что все украинцы плохие. В Крыму есть «Украинская община», разве это плохие люди? Конечно, нет.
— В России есть такая специфическая присказка по отношению к болгарам — «братушки». Однако пока что из всех стран вокруг России только в Болгарии проходят массовые акции, участники которых придерживаются таких же взглядов, как и большинство россиян. Полицейский режим стран Прибалтики, например, очень жестко отсекает подобные мероприятия. Существует ли вероятность, что после выборов болгарские власти все-таки «затянут гайки»?
— Это очень сложно. Антироссийская пропаганда в Болгарии уже давно идет, но результатов не достигает. Я не могу до конца объяснить, если честно, но давайте обратимся к истории. Единственный болгарский поэт, которого называют патриархом болгарской литературы, откровенно писал о любви к России.
Все, кто приезжал в Софию, видели памятник Александру II, ходили по площади и заходили в собор святого Александра Невского. Рядом — улица Московская, русская церковь. Часто встречаются имена государственных деятелей Российской империи. В 1944 году Дунай перешла Красная Армия, люди ее встретили хлебом и солью.
Есть что-то духовное у болгар или генетически заложенное, или наши общие корни, которые просто так не перебить. Болгары думают о России не как о враге: мы уважаем своего брата, нашего освободителя. Несмотря на пропаганду, историческая память всё еще сильна. Могу сказать, что те люди, которые выходили на протесты в Болгарии, не все русофилы, и даже не половина.
В прошлом году началась спецоперация, и в Европе начали обвинять Россию в «агрессии». Несмотря на это, 3 марта в Болгарии традиционно отметили национальный праздник — День освобождения от османского ига. Люди собрались у здания президентства в Софии, возложили цветы к памятнику Александра II. В общем, подавить историческую память пропагандой не получилось.
— Как думаете, произойдет эскалация конфликта вокруг Украины или же заморозка?
— Я не военный аналитик, но с геополитической точки зрения Россия хочет обеспечить свою безопасность. Я считаю, что российское руководство будет все равно следовать своей теме.
Западные геополитики (например, англичанин Хэлфорд Маккиндер) говорили, что «цивилизация моря» должна владеть ресурсами Хартленда — то есть Российской империи, Советского Союза или Российской Федерации. На Западе предложили «стратегию анаконды» или стратегию влияния на Римленд (термин ввел американский политолог Николас Спикмэн. — Ред.) — государства, которые окружают Хартленд. Самый большой вклад в реализацию этой стратегии внесли государства Восточной Европы, члены НАТО.
Поэтому Россия хочет обеспечить свою безопасность не только денацификацией Украины, но и, как говорил Сергей Лавров, инфраструктура НАТО должна вернуться на уровень 1997 года. Это значит, что Восточная Европа рассматривается как некий буфер. Геополитически, это метод, который обеспечит мир. Руководство России прямо показало, что не хочет эскалацию или зарождения некоего мирового конфликта.
— Болгарские власти тайком поставляли Украине боеприпасы и топливо. Возможно ли такое, что отправят и болгарских солдат?
— Конечно, возможно. Пария ПП никогда не выступала против России и вдруг сформировала правительство и показала русофобскую политику. «Демократическая Болгария» не скрывала русофобию. К тому же в Болгарии появились люди, которые начали говорить, будто 3 марта — и вовсе не национальный праздник. Я не припоминаю, чтобы этот вопрос обсуждали 15 лет назад. Победа антироссийских политиков на выборах может привести к решению правительства об отправке если не войск, то каких-либо волонтеров. Если они признались, что уже отправляли боеприпасы, то что им помешает отправлять людей? Как говорят, Восточной Европе нужно воевать до последнего украинца, до последнего болгарина. Еще раз повторюсь, все эти люди закончили американские вузы, проводят антироссийскую политику. Эта комбинация приводит к тому, что опасения того же Атанаса Стефанова или других граждан Болгарии могут быть реальными.
Источник: Украина.ру
Как купить дом в Болгарии в сельской местности?