На парламентских выборах в Болгарии победила партия ГЕРБ, название которой расшифровывается, как "Граждане за европейское развитие Болгарии", у нее чуть более 30% голосов. То есть парламентского большинства не. Политическую нестабильность в Болгарии прокомментировала научный сотрудник отдела европейских политических исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) Екатерина Шумицкая.
— Екатерина Владимировна, почему в Болгарии нет устойчивости во власти?
— Да, устойчивости нет. И с чего этой устойчивости быть? Демократия в Болгарии, в основном, декоративная, и на болгарско-политической арене развелось огромное количество партий. Все они — фактически популистские, и у них нет четкой идейной или идеологической программы. Поэтому, говорить о том, что, предположим, ГЕРБ — прозападная партия, а социалисты больше пророссийские, достаточно сложно. На самом деле, это не так.
Раньше в Болгарии была одна партия — болгарско-коммунистическая. К 90-м она была переименована в социалистическую, с этого времени начала усиленно дробиться. Поэтому, неустойчивость болгарской политической системы связана так же и с существованием огромного количества партий, представляющих собой мелкие осколки от БСП.
Так, например, недавно Георгий Пырванов создал АБВ-партию — альтернативу "Болгарскому возрождению", она набрала 4,5% на этих выборах. Был создан "Реформаторский блок", тоже со всем недавно — 9%. Очень много патриотических партий. И та же "Болгария без цезуры" типичная популистская партия. И еще огромное количество мелких партий, разницы между которыми практически никакой нет.
Болгарское общество очень устало от политической нестабильности. Граждане измучены своими проблемами, тем, что приходится выживать. Ни одна из политических сил не может им предложить рациональное идейное решение существующих проблем в стране.
— На третьем месте по итогам выборов — турецкое и представляющее мусульман либеральное "Движение за права и свободы", у которого 15%. Следом идет "Реформаторский блок", набравший 8,8%. Националистическая "Атака" получила 5% голосов. Ее обогнали "Патриотический фронт" — 7,31%, и "Болгария без цензуры" — 5,58%. Так же прошла коалиция "Альтернатива за болгарское возрождение" — 4,18%.
С какими из вышеперечисленных партий премьер-министр Болгарии Бойко Борисов будет строить коалицию? Сумеет ли он сформировать коалиционное правительство?
— Это очень интересный на самом деле вопрос. В ходе предвыборной кампании, которая, кстати, была очень вялой, что касалось абсолютно всех партий, он заявлял: скорее всего, Болгарию ждет продолжение кризиса и новые выборы в 2105 году. У Бойко Борисова есть четкая позиция, которая выражена еще в 2009 году. Он создал однопартийное правительство, хотя парламентского большинства все-таки у его партии не было. И он всегда заявлял о том, что не будет ни в коем случае вступать в коалицию с ДПС, то есть, с партией турецкого меньшинства.
Соответственно, БСП — это его политические оппоненты. Но перед самими выборами Бойко Борисов косвенно выразил готовность к сотрудничеству и возможности обсуждать вопрос коалиционного правительства. Он очень мягко об этом говорил, выдвигал условие: что его партия наберет не меньше 100 из 240 мест в парламенте Болгарии. Этого не произошло, ведь 33% дает ему только около 89-90 мест, и соответственно, парламентского большинства. Однопартийное правительство создать он не сможет.
Мне кажется, что для него теперь единственная возможность — вступить в коалицию, которая наверняка и будет сделана под давлением ЕС. И такое правительство Евросоюз будет всячески поддерживать. Ангела Меркель уже поддержала Борисова, пожелав ему победы на выборах. Но это вместе с "Реформаторским блоком", который ориентирован на ЕС и выступает за санкции в отношении России, готов проводить политику, исходя из требований Евросоюза. А, так как "реформаторы" набрали 8,8%, то с ними и возможна единственная коалиция, в которую стоило бы вступить.
Но даже тогда положение болгарского правительства будет крайне неустойчивым. В первую очередь, это связано с общей политической ситуацией, с раскладом в парламенте. Во вторую очередь, с огромным количеством проблем, которые Болгарии надо решить, причем, самостоятельно она с ними не справится и напрямую зависит от своих западных партнеров. А уж они-то будут тормозить решение болгарских проблем из-за общей нестабильной геополитической ситуации, что связано с украинским кризисом.
— Какова будет судьба "Южного потока"?
— Опять же, если возвращаться к Бойко Борисову, то он, когда встречался с избирателями, говорил, мол, если его изберут премьер-министром, первый свой визит он осуществит в Россию в качестве главы правительства и будет договариваться по поводу "Южного потока". Но, на мой взгляд договориться ему будет достаточно сложно, потому что ЕС и российская сторона по вопросу "Южного потока". И его решение напрямую зависит от урегулирования украинского кризиса, который и не думает заканчиваться. Поэтому " Южный поток" и все документы по нему будут заморожены до тех пор, пока не разрешится ситуация с Украиной.
Но российская сторона может продавить строительство "Южного потока" путем изменения цены на газ для Болгарии. Дело в том, что Бойко Борисов уже уходил в отставку. И этот соответствующий политический кризис был связан с повышением цен на электроэнергию в феврале 2013 года. Хотя Болгария и так получала самый дешевый российский газ. С "Южным потоком" цена еще больше снизилась — на 23%.
С июля 2013 года Болгария получает самый дешевый в Европе газ. Поэтому, если Бойко Борисову не удастся опять запустить "Южный поток", российская сторона может изменить цену на газ. А ее повышение вызовет массовые протестные выступления. Ведь от нового правительства граждане все же ждут уменьшения цены на энергоносители.
И вот тогда, если российская сторона использует свой экономический рычаг, ситуация с "Южным потоком" может измениться, но это будет зависеть от того, насколько болгарский народ будет активно выходить на улицу и протестовать. А также насколько выгодно ЕС сохранять политический кризис в Болгарии, либо все же сочтет нужным разрешить какие-то подвижки по "Южному потоку".
— Болгария заявила, что снимает с вооружения российские истребители, чтобы освободиться от зависимости от России? Как вы прокомментируете такие действия?
— Это именно так и делается, происходит абсолютно по всем направлениям, а не только в военной области, и в энергетической сфере. Кроме Болгарии еще и в Молдавии — заменяют бывшую советскую технику. Там существуют данные о том, что нефтеперерабатывающие заводы Лукойла в Румынии закрыты, в Молдавии готовятся закрыть Лукойл.
То есть, по всем российским проектам и в военно-энергетической области, это в связи с позицией западного мира в отношении политики России на Украине. Тем более, что Болгария — страна НАТО. На последнем саммите альянса заявлялось, что Болгария будет проводить учения натовских войск. НАТО даже выделит деньги на перевооружение болгарской армии. Это общая европейская тенденция, которую связывают с ситуацией на Украине.
— Запад недоволен, что Болгария до сих пор "не освободилась от тлетворного влияния России ", пишет "Financial Times". Неужели не освободилась? Тогда в чем?
— Это говорится об общем ощущении. Такова уж фобия западного мира, и есть стремление освободить восточную Европу от влияния России. Конечно, это влияние никакое не тлетворное. Тут и культурные, и исторические связи, они очень крепкие между болгарами и россиянами. Естественно, от этого сложно "освобождать". К тому же и православие связывает. И письменность мы переняли из Болгарии.
А западные издания такое пишут, потому что сами охвачены ужасом перед Россией, которая якобы наступает в военном отношении и может опять подчинить себе Восточную Европу. Вся эта непродуманная политика ЕС в отношении восточно-европейских народностей как раз и направлена, чтобы лишить их российского влияния. Евросоюз страшится создания очередного пророссийски настроенного блока стран на Востоке.
Могу сказать, что если мы смотрим по политическому срезу, то кроме националистической партии "Атака" во главе с Воленом Сидеровым, которая с трудом набрала 4%, ни одно движение или группа партий, а также просто партия, не ориентируются на российско-болгарские отношения. Что касается отдельных людей, то сочувствующих России ровно столько же, сколько и сочувствующих ЕС.
Там, согласно статистическим опросам, 30% сочувствуют проевропейским силам на территории Украины, а 27% — пророссийским. При этом, от 43 до 50% — все равно, что творится в геополитическом смысле на Украине. Если мы говорим даже об экономической ориентации, то ЕС поддерживает 40% населения, а интеграцию в экономическом смысле с Россией - 20-22% болгар. То есть, имеется ввиду незначительное разделение в обществе на тех, кто настроен на ЕС и тех, кто настроен на возвращение хороших отношений с Россией.
— Почему болгары, которые клялись России в вечной дружбе, и обязаны ей освобождением от османского ига, предают ее?
— Я могу это объяснить, что не совсем они клялись в дружбе, если уж исходить из фактов, а не их интерпретаций. После подписания Санстефанского мирного договора в 1878 году у нас был с Болгарией долгий период, вплоть до 1917 года, охлаждения отношений и их полного провала с 1886 по 1896 год. И сейчас есть две группы болгарских историков — русофобов и русофилов. Русофобы утверждают, что Россия не освобождала Болгарию от Османской империи, это сделало национальное болгарское движение, Россия просто помогла. Русофилы, наоборот, что Болгарию именно Россия освободила.
И если мы с вами проследим, как развивалась болгарская государственность на протяжении всей своей истории, то она выбирала себе удобного геополитического партнера, наиболее сильного на тот момент и могущего больше ей дать. В первую мировую войну Болгария воевала против России, входя в "Четверной союз". Что касается Второй мировой войны, то притом, что между Россией Болгарией боевых действий не велось, она все равно была союзницей нацистской Германии, и в 44 году Советский Союз ей объявил войну, правда не успел, потому что там уже восточный фронт на Запад плавно начал отодвигаться.
Поэтому, если посмотреть, Болгария опять выбрала себе удобного и сильного партнера в Европе, выстраивает с ним отношения, естественно, за определенные экономические или политические преференции. В советском периоде это был Советский Союз, поэтому она и считалась внегласно 16-й республикой СССР. В основном, благодаря Тодору Живкову, и все связи были развиты именно в этот период. А после того, как РФ отказалась от своего активного участия в 90-е годы в судьбе постсоциалистических стран, они все переориентировались на ЕС. Даже у тех же социалистов ориентация на отношения с Россией была ровно до 2005 года.
Сергей Станишев родился в Херсоне, кстати, и учился в Москве, знает прекрасно русский язык, вообще, это интеллектуал советского разлива. Он, придя к власти в Болгарии в 2005 году резко меняет направление с пророссийского на проевропейское. А когда Ельцина спрашивали в 90-х годах о том, что он думает по поводу судьбы "наших братьев" по постсоциалистическому лагерю, он ответил: Россию это не интересует, то есть, пусть они определяют сами свою судьбу. Этот провал ельцинской, в том числе, политики привел к тому, что Россия немало потеряла, утратив известную долю связей с таким огромным регионом.
Источник: Pravda.ru