Президент Болгарии Румен Радев не воспользовался своим правом вето в отношении принятых парламентом изменений бюджета страны на 2019 год, в связи с покупкой 8-ми американских истребителей F-16V Block 70/72. До этого он дважды пытался, если не сорвать сделку, то хотя бы изменить условия, но тщетно… Румен Радев, по-видимому, решил сдаться. Политика победила здравый смысл! Дело в том, что по предложенной американцами цене Болгария могла купить истребители пятого поколения F-35, но согласилась на эти. Теперь немножко подробнее о том, что знают профессионалы (а президент Болгарии Румен Радев профессиональный военный лётчик) и о чём недоговаривают общественности.

C момента начала эксплуатации F-16 Fighting Falcon было зафиксировано 671 крушение этого истребителя, в которых погибли 208 пилотов и 98 человек, оказавшихся в зонах крушения этого самолёта. Как ни странно это звучит — больше всего «отличились» американские ВВС, потерявшие 286 самолётов. Боевые потери F-16 за всё время участия в локальных войнах составили около 160 истребителей.

Несмотря на такую статистику, американцы продолжают предлагать миру этот самолёт уже в последней модификации и параллельно проводят работы по модернизации предыдущих версий истребителей, стоящих на вооружении сил НАТО, до версии Block 70/72. Так, Министерство обороны США заключило контракт на сумму 996,8 млн долларов с Lockheed Martin на модернизацию 84 самолётов F-16 ВВС Греции с версии Block 50/52 до версии Block 70/72.

Кстати, болгарам продали этот самолёт не по самой дорогой цене — в 2018 году Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency) информировало Конгресс США о возможном контракте со Словакией, которой продадут 14 истребителей F-16V Block 70/72 Viper за 2,91 млрд долларов, или 207 млн долларов за комплект поставки. Так, что болгары должны радоваться — им ещё скидку сделали… Хотя с какой стороны посмотреть…

Чем же так хорош F-16 Block 70/72, что он дороже самолёта пятого поколения? Давайте разбираться. Последняя модернизация Block 70/72 была осуществлена на основе опытного образца F-16V (где V — это Viper, Гадюка), который совершил свой первый полёт в 2015 году. В основном модернизация коснулась электронной начинки истребителя — он получил новую бортовую РЛС с активной фазированной решёткой — APG-83 (SABR), которая может обнаруживать и идентифицировать цели в воздухе и на земле на дальних расстояниях, а также бортовой комплекс РЭБ с системами постановки помех, нашлемную систему целеуказания, аппаратуру передачи данных по стандарту Link 16 и многое другое.

Естественно, такая модернизация нисколько не сказалась на лётно-технических характеристиках самолёта, лишь немного повысив его боевые качества в использовании стандартного для F-16 комплекса вооружения, состоящего из управляемых ракет класса «воздух-воздух» (УРВВ) средней дальности Raytheon AIM-120C7 AMRAAM, УРВВ малой дальности AIM-9X Sidewinder, управляемых авиационных бомб GBU-12 Paveway II, GBU-49 Enhanced Paveway II, GDU-39 SDB, GBU-54 Laser JDAM и GBU-38 JDAM. Помимо этого, в комплектацию поставки могут входить подвесные контейнеры целеуказания AN/AAQ-33 Sniper, обеспечивающие более точное наведение авиационного вооружения в дневное и ночное время суток. Подвесной контейнер и «наплывы» на фюзеляже изменяют ЭПР самолёта, но американцы надеются, что аппаратура РЭБ и станция помех, размещённые в этих «наплывах», с лихвой компенсируют этот недостаток.

«Электронная начинка» Block 70/72 Viper многими зарубежными специалистами оценивается как «почти идентичная» бортовой электронике самолётов F-22 и F-35. Наличие командной линии передачи данных по стандарту Link 16 говорит о том, что самолёты F-16V смогут обмениваться тактической информацией в реальном масштабе времени не только с самолётами пятого поколения, но и c комплексами ДРЛО AWACS и ЗРК Patriot. Благодаря бортовым комплексам РЭБ они смогут повысить свою боевую живучесть в условиях сильного противодействия со стороны комплексов ПВО.

В настоящее время на вооружении 25 стран мира и США стоит 4400 истребителей F-16 в различных модификациях. Программа перевооружения до версии Block 70/72 и продаж новых F-16V даст не только большую выручку американскому авиапрому, но и позволит к 2030 году иметь в составе ВВС НАТО самолёты поколения 4++, которые по своим «электронным начинкам» окажутся близки к самолётам пятого поколения F-22 и F-35.

Безусловно, такая модернизация, по мнению американских аналитиков, должна стать «неприятным сюрпризом» для тех стран, которые не укладываются в стандарты правильной демократии и имеют дерзость вести свою суверенную политику. Однако такая модернизация никоим образом не сказывается на лётно-технических характеристиках F-16, которые остаются неизменными с 90-х годов прошлого века.

Дело в том, что российские комплексы ПВО и РЭБ, а также авиационные комплексы поколения 4++ тоже не стояли на месте, готовясь к боевым действиям в условиях сильного противодействия средств воздушного нападения при активной поддержке комплексов ПВО и РЭБ вероятного противника. В библиотеке целей отечественных ЗРК и ЗРС самолёт F-16 во всех модификациях числится как «стандартная цель», а новейшие российские УРВВ уже «заточены» на охоту за такой целью в сложных условиях радиоэлектронного противодействия. Мало того, индийский МиГ-21 «Бизон» (самолёт третьего поколения) в феврале этого года показал, что и для него это тоже «стандартная цель», когда успешно сбил F-16 пакистанских ВВС.

Поэтому перспективы для F-16V Block 70/72 Viper в финансовом плане радужны, а в условиях современного воздушного боя вполне предсказуемы. Привет, Болгарии!

Источник: «Дневник», «Рамблер», «Российская газета»

Осторожно! Болгария! Как искать негатив о риэлтерах и застройщиках в интернет?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.