Российская газета "Известия" опубликовала статью, посвящённую лишению лицензии болгарской дочки "Лукойла". Далее текст статьи без купюр…

Болгария становится все более неуютной страной для российского бизнеса. То «Транснефть» жалуется, что София не дает разрешения на строительство нефтепровода в обход турецких проливов. То «Атомстройэкспорт» за строительство АЭС в Белене.

Новой «жертвой» стал «Лукойл». У его «дочки»  – «Нефтохима», крупнейшего на Балканах нефтеперерабатывающего предприятия – болгарские власти отозвали лицензию на хранение топлива.

Такой поворот событий стал полной неожиданностью. Еще в пятницу они надеялись, что с болгарскими властями удастся договориться.

Дело в том, что весной Болгария решила ужесточить контроль над топливным рынком и обязала всех игроков – от заправок до оптовых баз – установить специальные приборы, которые в режиме реального времени давали бы местным надзорным органам информацию о производстве и продажах бензина. На «Нефтохиме» установить такие счетчики не успели. Приборов потребовалось много и они дорогие, говорят в «Лукойле». Компания взяла даже кредит на $11,5 млн для закупки счетчиков и попросила дать ей отсрочку до конца года.

В середине июля глава болгарской таможенной службы Ваньо Танов публично предупредил российских нефтяников, что «Нефтохим» может лишиться лицензии на торговлю нефтепродуктами. Но в «Лукойле» надеялись, что смогут договориться с болгарскими властями – завод обеспечивает четверть бюджета страны, и его остановка негативно скажется на экономике в целом.

Расчет «Лукойла» на «экономический вес» завода не оправдался. Лицензия все-таки была отозвана – даже невзирая на возможные последствия для внутреннего рынка страны.

В пресс-службе болгарской таможни «Известиям» сообщили, что не ожидают проблем со снабжением  топливом и исполнением бюджета республики. «Рынок Болгарии свободный, там есть и другие участники – импортеры и торговцы», – подчеркнули болгарские чиновники.

Ранее вице-премьер и министр финансов Болгарии Симеон Дянков говорил, что в стране действуют 400 фирм с соответствующими лицензиями, а «работающие НПЗ есть и в Греции, и в Румынии». Кстати, один из крупнейших румынских НПЗ – Petrotel  – также принадлежит «Лукойлу».

В среду представители «дочки» «Лукойла» возобновили переговоры с болгарскими чиновниками и пытались убедить их не останавливать НПЗ. Танкер с нефтью для завода пришел несколько дней назад и завод пока работает на этом сырье, отправляя выработанные нефтепродукты в хранилища. Однако когда сырье закончится, он может остановиться.

Говорить о возможных финансовых потерях "Лукойла" из-за действий болгарских властей пока рано. Годовой доход холдинга от переработки нефти в Болгарии аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Вахрамеев оценивает в $100 млн. В 2010 году объем переработки нефти на болгарском НПЗ достиг 6 млн тонн – 7-8% общего объема переработки холдинга. Однако потери этих мощностей могут показаться более существенными, если учесть, что уже 10 месяцев не работает другой НПЗ компании – Одесский. В 2010 году тот переработал 1,5 млн тонн. В сумме с Болгарией это уже 11,3% переработки «Лукойла».

В «Лукойле» надеются, что потерь удастся избежать. Если компромисс с болгарскими властями не будет найден, бензин может быть отправлен на экспорт. Однако одновременно с НПЗ лицензии лишился и принадлежащий Лукойлу нефтяной терминал «Росенец», через который идут экспортные поставки бензина.

лукойл

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.